подготовка к ЕГЭ и ГИА | Сентябрь 18, 2010,15:51
Билет № 1
1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского «Светлана».
3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Билет № 2
1. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)*.
2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Билет № 3
1. Тема маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Билет № 4
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
* Вопросы билетов, связанные с творчеством поэтов, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений по выбору выпускника (экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов). Вопросы билетов, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений (их число может быть увеличено по желанию выпускника).
Билет № 5
1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
Билет № 6
1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет № 7
1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
3. В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».)
Билет № 8
1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.
2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.
3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Билет № 9
1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.
2. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).
3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет № 10
1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Билет № 11
1. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».)
2. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Билет № 12
1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».
3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет № 13
1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею…».
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)
Билет № 14
1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. В чем ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».)
Билет № 15
1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».
3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Билет № 16
1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Билет № 17
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
3. Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Билет № 18
1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет № 19
1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Билет № 20
1. Тема судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Билет № 21
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
Билет № 22
1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Билет № 23
1. Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».)
Билет № 24
1. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»).
3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Билет № 25
1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.
2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
Примечание от создателя сайта: авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:
"Слово о полку Игореве" конец XII в.
М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)
Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)
"Недоросль" 1782
Г.Р. Державин – (1743 – 1816)
Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)
"Бедная Лиза" 1792
И.А. Крылов – (1769 – 1844)
"Волк на псарне" 1812
В.А. Жуковский – (1783 – 1852)
"Светлана" 1812
А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)
"Горе от ума" 1824
А.С. Пушкин – (1799 – 1837)
"Выстрел" 1829
"Станционный смотритель" 1829
"Евгений Онегин" 1823-1838
"Капитанская дочка" 1836
М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837
"Мцыри" 1839
"Герой нашего времени" 1840
Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)
"Ревизор" 1836
"Шинель" 1839
"Мертвые души" 1842
Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)
"Есть в осени первоначальной…" 1857
И.С. Тургенев – (1818 – 1883)
"Бежин луг" 1851
"Щи" 1878
Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)
"Железная дорога" 1864
Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)
"Мальчик у Христа на елке" 1876
А.Н. Островский – (1823 – 1886)
"Свои люди – сочтемся!" 1849
М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)
"Дикий помещик" 1869
"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869
"Премудрый пескарь" 1883
"Медведь на воеводстве" 1884
Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)
"После бала" 1903
А.П. Чехов – (1860 – 1904)
"Смерть чиновника" 1883
М. Горький – (1868 – 1936)
"Челкаш" 1894
А.А. Блок – (1880 – 1921)
"Россия" 1908
С.А. Есенин – (1895 – 1925)
"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921
В.В. Маяковский (1893 – 1930)
"Хорошее отношение к лошадям" 1918
М.А. Шолохов – (1905 – 1984)
"Судьба человека" 1956
А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)
"Василий Теркин" 1941-1945
подготовка к ЕГЭ и ГИА | Сентябрь 18, 2010,15:43
Итоговый тест по русскому языку 6 класс Вариант 1 .
В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) ход…т, бре…тся, мечта…те;
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те;
В) гон…шь, уч…тся, смотр…те
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стреля…те, зажига…т, стел…шь;
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?
А) кле…т, стел…т, исследу…т;
Б) вар...т, разруб…т, леч…т;
В) сдвин…т, порт…т, служ…т
4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней.
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней.
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.
5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?
А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками.
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём.
В) Мы выпил…вали фигурки для тира.
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.
6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?
А) Тебя это не к…сается.
Б) Нам предл…гают пойти в поход.
В) Тебя это не к…снётся.
Г) Нам предл…жили пойти в поход.
7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?
А) Мне (не) хотелось от вас уезжать.
Б) Я другой такой страны (не) знаю.
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.
8. Укажите примеры с ошибкой в употреблении глагола.
А) Мои родители ложат деньги в банк.
Б) Мои родители кладут деньги в банк.
В) Сестра надевает брата.
Г) Сестра одевает брата.
9. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?
А) Эта девушка более стройная.
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.
В) Более громкая песня зазвучала впереди.
10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
А) алыч…вый, камыш…вый;
Б) груш…вый, ситц…вый;
В) холщ…вый, свинц…вый.
11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
А) сильный;
Б) мрачный;
В) умна.
12. В каких словах пишется Н?
А) песча…ый;
Б) деревя…ый;
В) хозяйстве…ый;
Г) ветре…ый.
13. В каких словах пишется НН?
А) воробьи…ый;
Б) оловя...ый;
В) были…ый;
Г) кожа…ый.
14. В каких словах пишется – К - ?
А) низ…ий;
Б) францу…ий;
В) грец…ий.
15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
Б) (не) здоровый; (не) глубокий;
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.
16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?
А) русско (немецкий), народно (хозяйственный);
Б) тёмно (зелёный, древне (русский);
В) восточно (европейский), дальне (восточный) .
17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?
А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать;
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.
18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
А) с двадцатью девятью машинами;
Б) около семиста килограммов;
В) к тридцать шестому километру.
19. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?
А) слев…, направ…, затемн…;
Б) издалек…, справ…, досух…
20. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется О?
А) влев…, засветл…, занов…
Б) издавн…, насух…, снов…
21. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Ь?
А) невтерпёж (?), вскач (?);
Б) сплош (?), наотмаш (?) .
22. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?
А) (В) глубь, (во) первых, (по) моему;
Б) (по) этому, (по) товарищески, (еле) еле;
В) мало (помалу), (по) своему, (В) третьих.
23. В каких предложениях выделенное слово является наречием?
А) (По) весеннему небу плывут облака.
Б) Я оделся (по) весеннему.
В) Мы поднялись (на) верх горы.
Г) Поднимите руки (В) верх.
24. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется О?
А) горяч…, свеж…;
Б) ещ…, певуч…
25. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь);
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .
26. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?
А) Мне н…кого винить.
Б) Я н…кого не виню.
В) Здесь н…когда был сад.
Г) Здесь н…когда не было сада.
27. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?
А) (не) кому, ни (к) кому;
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.
подготовка к ЕГЭ и ГИА | Сентябрь 18, 2010,15:39
Вариант 2
(1) Лешка не любил смотреться в зеркало. (2) Зачем? (3) Ведь он и так знал, что некрасив. (4) А свои веснушки и непослушные рыжевато-белесые вихры, которые никакая расческа не могла пригладить, он просто ненавидел.
(5) Правда, мать с любовью говорила, будто у Лешки невероятно красивые глаза и ресницы. (6) Но так, наверное, говорят все матери о своих детях, если даже они у них уроды. (7) Сам Лешка не находил ничего особенного ни в своих глазах, ни в своих ресницах: глаза как глаза, ресницы как ресницы.
(8) И все же, собираясь встречать Варю, он изменил своей обычной привычке не смотреться в зеркало. (9) Косясь на дядю, задремавшего с газетой в обнимку, Лешка на цыпочках прошел по комнате, снял со стены небольшое зеркальце и с опаской глянул в него. (10) И лучше бы он не дотрагивался до этого зеркала!
(11) Лешка огорченно вздохнул, нахлобучил на голову кепку – причесываться ни к чему, все равно вихор на макушке будет торчать метелкой, – надел пальто, еще перед вечером почищенное мокрой щеткой, снова покосился на дядю и на цыпочках зашагал к двери.
(12) На крыльце Лешка вздохнул полной грудью, довольный своим удачным побегом из дома, плутовато подмигнул сам себе и бодро зашагал к станции.
(13) Он шел так быстро, что не заметил, как очутился на платформе. (14) Круглые электрические часы с освещенным изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать. (15) Но Лешка нисколько не огорчился, что пришел немного раньше, чем надо (занятия у Вари кончались в одиннадцать).
(16) «Подожду здесь», – сказал себе Лешка, останавливаясь у крошечного киоска вблизи переезда. (17) Отсюда хорошо были видны ярко освещенные окна нижнего этажа нового четырехэтажного здания, где жила Варя. (18) Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лешка ее сразу приметит, а она его нет. (19) А при встрече можно будет сказать:
(20) – Я … из Москвы только что прискакал. (21) И вдруг вспомнил: у тебя нынче занятия! (22) И … и решил подождать.
(По Баныкину).
А1 Укажите номер предложения, содержащего ответ на вопрос: «Почему, собираясь уходить из дома, Лешка все время косился на спящего дядю и передвигался на цыпочках?»
1) Лешка оберегал покой уставшего на работе дяди, поэтому передвигался по
дому очень тихо.
2) Лешка опасался, что проснувшийся дядя увидит, что он смотрится в зеркало, и
будет смеяться над ним.
3) Лешка не хотел беспокоить дядю, увлеченного чтением газеты.
4) Лешка знал, что дядя планировал провести с ним, и не хотел огорчать его
своим уходом.
А2 Почему Лёшка, собираясь встречать Варю, изменил своей привычке не смотреться в зеркало?
1) Он хотел убедиться, что его глаза и ресницы действительны красивы.
2) Он хотел аккуратно надеть кепку.
3) Он хотел убедиться в том, что некрасив.
4) Он хотел привести свою внешность в порядок, чтобы понравиться Варе.
А3 Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 13-18?
1) Лёшка – человек расчётливый и хитрый: он специально пришёл на станцию заранее, чтобы заслужить одобрение Вари.
2) Лёшка – человек застенчивый: он стеснялся подойти к Варе и потому решил изобразить случайность встречи с ней.
3) Лёшка – человек пунктуальный: он пришёл на станцию заранее, чтобы не опоздать на назначенное Варей свидание.
4) Лёшка любил розыгрыш, поэтому своим неожиданным появлением на перроне он хотел подшутить над Варей.
А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово плутовато (предложение 12)
1) «жуликовато»;
2) «умно»;
3) «ласково»;
4) «хитро».
А5 Ниже даны пары предложений из текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (4) А свои веснушки и непослушные рыжевато- белёсые вихры, которые никакая расчёска не могла пригладить, он просто ненавидел. (5) Правда, мать с любовью говорила, будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы.
2) (10) И уж лучше бы он не дотрагивался до этого зеркала! (11) Лёшка огорчённо вздохнул, нахлобучил на голову кепку – причёсываться ни к чему, всё равно вихор на макушке будет торчать метёлкой, - надел пальто, ещё перед вечером почищенное мокрой щёткой, снова покосился на дядю и на цыпочках зашагал к двери.
3) (12) На крыльце Лёшка вздохнул полной грудью. Довольный своим удачным побегом из дома, плутовато подмигнул сам себе и бодро зашагал к станции. (13) Он шёл так быстро, что не замечал, как очутился на платформе.
4) (15) Но Лёшка нисколько не огорчился, что пришёл немного раньше, чем надо (занятия у Вари кончались в одиннадцать). (16) «Подожду здесь»,- сказал себе Лёшка, останавливаясь у крошечного киоска вблизи переезда.
А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет героя не Алексеем, не Алёшей, а Лёшкой?»
Такая форма имени…
1) говорит об отношении героя к своей внешности: он считает себя некрасивым;
2) передает высокомерное отношение Вари к герою;
3) указывает на юный возраст и социальное положение героя (Лёшка- школьник);
4) говорит о том, что окружающие недолюбливают героя за его задиристый характер.
А 7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:
Лёшка огорчённо вздохнул, нахлобучил на себя кепку – причёсываться ни к
чему, всё равно вихор на макушке будет торчать метёлкой, - надел пальто,
ещё перед вечером почищенное мокрой щёткой, снова покосился на дядю и
на цыпочках зашагал к двери.
1) сравнительный оборот;
2) гипербола;
3) слова разговорного стиля;
4) антитеза.
В1 Замените слово приметит из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3 Из предложения 4-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4 Из предложений 11-12 выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: « в наречии пишется столько же букв н, сколько в прилагательном или причасти, от которого оно образовано».
В5 В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые
глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях,
(5)если даже они у них уроды.
В6 В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового
четырёхэтажного здания, (1) где жила Варя. Направляясь домой, (2) Варя
никак не минует переезда,(3) и Лёшка её сразу приметит, (4) а она его нет.
В7 В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Ведь он и так знал, (1) что некрасив. А свои веснушки и непослушные
рыжевато- белёсые вихры, (2) которые никакая расчёска не могла
пригладить, (3) он просто ненавидел.
В8 Замените словосочетание огорчено вздохнул (предложение 11), построенное а основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9 Выпишите грамматическую основу предложения14.
В10 Среди предложений 7-11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11 Среди предложений 12-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
В13 Среди предложений 6-9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14 Среди предложений 11-14найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
методическая копилка | Сентябрь 18, 2010,15:35
К Году УЧИТЕЛЯ О педагогике В.А. Сухомлинского
Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, я невольно задавал себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим была ЛЮБОВЬ к ребенку.
В Евангелие от Матфея (22:36—40) мы читаем:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Так и в педагогике Сухомлинского. Возлюби ребенка — бесспорно, величайшее и определяющее положение его педагогической концепции, ключ к пониманию всех его педагогических размышлений и экспериментов.
.
«Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал Василий Александрович себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Эта заповедь — отличительный признак гуманистичности педагогики. Именно величайшая гуманистичность педагогики В.А. Сухомлинского привлекла к нему неслабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках. Российские педагоги, Российская академия образования вправе гордиться В.А. Сухомлинским, членом которой он состоял.
Вся деятельность В.А. Сухомлинского протекала в педагогическом пространстве, состоящем как бы из двух миров — из мира социалистической педагогической обыденщины (сильных мира сего, в том числе деятелей в области образования, педагогики, издательского дела) и собственно мира образования — школы, детей. И если с первым миром поневоле приходилось сотрудничать, если в первом мире, где процветали не самые человечные отношения, не грех было и слукавить, чтобы выстоять для продолжения работы, развития своих идей или просто выжить, то во втором мире кривить душой, а тем более лукавить было нельзя. В этом втором мире Сухомлинский по-настоящему жил, этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно предан. Этому второму миру он без остатка отдал свое сердце. И он добился признания и небывалого для педагога почета — Звезда Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, медали К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко, Государственная премия УССР и др.
подготовка к ЕГЭ и ГИА | Сентябрь 17, 2010,19:22
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1) Запятая, точка с запятой.
[ ], (и) перечисление [ ].
[распрост.]; [осложн.]. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел камыш.
2) Двоеточие.
[ ]: [причина (потому что)]. Печален я: со мною друга нет.
[ ]: [пояснение (а именно)]. Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.
[ ]: [дополнение (что)]. Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.
3) Тире.
[ ] – (а, но) [ ]. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
[время, условие (когда, если)] – [ ]. Совесть потеряешь – другой не купишь.
[ ] – [вывод (так что) ]. Наша Родина – нам и беречь её.
[ ] – [ ].( быстро). Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1) Запятая, точка с запятой.
[ ], (и) перечисление [ ].
[распрост.]; [осложн.]. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел камыш.
2) Двоеточие.
[ ]: [причина (потому что)]. Печален я: со мною друга нет.
[ ]: [пояснение (а именно)]. Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.
[ ]: [дополнение (что)]. Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.
3) Тире.
[ ] – (а, но) [ ]. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
[время, условие (когда, если)] – [ ]. Совесть потеряешь – другой не купишь.
[ ] – [вывод (так что) ]. Наша Родина – нам и беречь её.
[ ] – [ ].( быстро). Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1) Запятая, точка с запятой.
[ ], (и) перечисление [ ].
[распрост.]; [осложн.]. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел камыш.
2) Двоеточие.
[ ]: [причина (потому что)]. Печален я: со мною друга нет.
[ ]: [пояснение (а именно)]. Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями.
[ ]: [дополнение (что)]. Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.
3) Тире.
[ ] – (а, но) [ ]. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
[время, условие (когда, если)] – [ ]. Совесть потеряешь – другой не купишь.
[ ] – [вывод (так что) ]. Наша Родина – нам и беречь её.
[ ] – [ ].( быстро). Сыр выпал – с ним была плутовка такова.